УТВЕРЖДЕНО
Приказ заведующего государственным учреждением
образования «Детский сад № 5 г. Кричева»
от 06.09.2023 № 45
ИНСТРУКЦИЯ
по оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий при обращении в государственное учреждение образования «Детский сад № 5 г. Кричева»
Для обеспечения доступа инвалидам и лицам с ограниченными возможностями (далее - инвалиды) к помещениям государственного учреждения образования (далее - ГУО) «Детский сад № 5 г. Кричева» (далее – детский сад), наравне с другими лицами, разработан алгоритм оказания ситуационной помощи.
Оказание помощи проводится только с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи.
Алгоритм оказания ситуационной помощи
Заведующий хозяйством, педагог-психолог детского сада, увидев человека с инвалидностью, испытывающего трудности при входе в здание:
выходит на улицу, уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, открывает входные двери;
оказывает помощь при входе в здание;
узнает о цели посещения и сообщает директору, заместителю директора о посещении лица с инвалидностью;
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин;
сопровождает до гардероба;
сопровождает до диагностического кабинета. кабинетов;
оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет, открывает и закрывает дверь;
оказывает помощь при выходе из здания;
Особые потребности при посещении ГУО «Детский сад № 5 г. Кричева» лиц с инвалидностью, в зависимости от нарушенных функций организма.
С учетом имеющихся нарушений функций организма, лиц с инвалидностью можно объединить в пять групп:
лица с двигательными нарушениями
лица с нарушением зрения
лица с нарушением слуха
лица с нарушением речи
лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями.
Лица с двигательными нарушениями – лица, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата и (или) нервной системы и передвигающиеся с использованием кресла-коляски, с помощью специальных приспособлений для ходьбы с нарушениями, использующие костыли и трости различной сложности, а также без использования ассистивных устройств и приспособлений.
Основные потребности лиц с двигательными нарушениями:
помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при передвижении по зданию;
помощь при самообслуживании.
Алгоритм оказания ситуационной помощи.
Заведующий хозяйством, педагог-психолог детского сада увидев посетителя с двигательными нарушениями:
выходит на улицу, предлагает подняться по пандусу, оказывает помощь при входе в здание;
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, цель посещения;
сообщает заведующему, заместителю заведующего о посещении учреждения гражданином с двигательными нарушениями;
помогает раздеться в гардеробе;
сопровождает гражданина до места расположения диагностического кабинета, других кабинетов, указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения;
помогает заполнить необходимые документы;
по окончании приема, сопровождает гражданина до гардероба, оказывает помощь при одевании;
при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;
сопровождает гражданина к выходу;
оказывает помощь при выходе из учреждения.
Лица с нарушением зрения относятся к лицам с сенсорными нарушениями, также лица, имеющие различные сочетания сенсорных нарушений: полное нарушение зрения (абсолютная или практическая слепота), передвигающиеся преимущественно с помощью трости, собаки-поводыря, человека-поводыря или ассистента; частичное нарушение зрения (слабовидение), передвигающиеся и ориентирующиеся, как правило, самостоятельно; полное отсутствие слуха с нарушением речи, частичное нарушение слуха, сохранившие речь в той или иной степени; различные сочетания сенсорных нарушений и речевых нарушений;
Основные потребности лиц с нарушением зрения:
помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при ориентации внутри здания;
помощь при составлении письменных обращений (документов);
помощь при самообслуживании.
Алгоритм оказания ситуационной помощи.
Заведующий хозяйством, педагог-психолог детского сада, увидев посетителя в солнцезащитных очках и с белой тростью, испытывающего трудности при входе в здание:
выходит на улицу, начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения; открывает дверь;
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения
оказывает помощь при входе в здание;
отделяет гражданина с нарушением зрения от основного потока движения других посетителей учреждения;
сообщает заведующему, заместителю заведующего о посещении учреждения гражданином с нарушением зрения;
начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения;
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения, цель посещения;
предлагает гражданину с нарушением зрения взять его за руку повыше локтя для того, чтобы во время движения гражданин с нарушением зрения был на полшага позади него;
при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении, в том числе объясняет о наличии в учреждении надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля;
помогает раздеться в гардеробе;
сопровождает гражданина с нарушением зрения до места расположения диагностического кабинета, других кабинетов, указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения;
предоставляет информацию гражданину с нарушением зрения в доступной для него форме (выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля или с использованием иных способов дублирования);
помогает заполнить необходимые документы;
по окончании приема, сопровождает гражданина с нарушением зрения до гардероба, оказывает помощь при одевании;
при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;
сопровождает гражданина с нарушением зрения к выходу; оказывает помощь при выходе из учреждения.
Основные потребности лиц с нарушением слуха:
помощь при входе в здание и выходе из здания (при необходимости);
помощь при ориентации внутри здания;
помощь при составлении письменных обращений (документов).
Во время пребывания гражданина в учреждении Заведующий хозяйством, педагог-психолог детского сада знакомит с письменной информацией, расположенной в здании.
Заведующий хозяйством, педагог-психолог детского сада, предоставляют информацию гражданину с нарушением слуха письменным способом.
Алгоритм ситуационной помощи лицам с нарушением слуха.
Заведующий хозяйством, педагог-психолог детского сада, увидев посетителя с нарушением слуха, изъясняющегося с помощью жестового языка и испытывающего трудности при входе в здание:
сообщает заведующему, заместителю заведующего о посещении учреждения гражданином с нарушением слуха;
уточняет в доступной для лица с нарушением слуха форме, в какой помощи он нуждается и цель посещения;
при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;
сопровождает гражданина с нарушением слуха до места расположения диагностического кабинета, кабинетов, предоставляет необходимую информацию гражданину с нарушением слуха в доступной для него форме;
помогает заполнить необходимые документы;
если существуют трудности при устном общении, предложить другой формат, например, письменную речь;
при необходимости сопровождает до гардероба.
Алгоритм ситуационной помощи лицам с нарушением речи
Заведующий хозяйством, педагог-психолог детского сада при обращении к нему посетителя с нарушением речи:
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением речи;
сообщает заведующему, заместителю заведующего о посещении учреждения гражданином с нарушением речи, нуждающегося в оказании ситуационной помощи;
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением речи, цель посещения;
при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;
при необходимости сопровождает гражданина с нарушением речи до диагностического кабинета, кабинетов, предоставляет информацию гражданину с нарушением речи в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другой запрашиваемой гражданином информацией;
помогает заполнить необходимые документы;
при необходимости сопровождает до гардероба;
если затруднена устная речь, использовать другие возможности передачи информации для обеспечения понимания – письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию.
Лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями – это лица, имеющие нарушения памяти, восприятия, внимания, мышления, интеллекта, испытывающие трудности в ориентации на объекте, выражении своих потребностей, вербальной коммуникации, понимании больших объемов информации, включая условия и порядок предоставления услуг.
Основные потребности лиц с интеллектуальными нарушениями:
помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при ориентации внутри здания;
помощь при составлении письменных обращений (документов);
помощь при самообслуживании.
Алгоритм ситуационной помощи лицам с когнитивными нарушениями
Заведующий хозяйством, педагог-психолог детского сада, при обращении к нему посетителя с интеллектуальными нарушениями:
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с интеллектуальными нарушениями, цель посещения;
сообщает заведующему, заместителю заведующего о посещении учреждения гражданином с интеллектуальными нарушениями;
сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до места расположения диагностического кабинета, кабинетов, и предоставляет информацию в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другой запрашиваемой гражданином информацией;
в кабинете оказывает помощь в ориентации;
помогает заполнить необходимые документы;
сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до гардероба;
оказывает помощь при одевании;
при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;
сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями к выходу;
оказывает помощь при выходе из учреждения.